[КИБЕРИЯ Да пошло оно все! ]
Главная » Статьи » ПОЛЕЗНОСТИ

Как выбрать хорошую цифровую фотокамеру


Цифровая фотокамера — компакт или зеркалка

Как выбрать фотоаппарат не самый сложный вопрос для новичка. Не проблема — пошёл в магазин и выбрал! :) Куда сложнее становится несчастному, когда, начитавшись до одурения разных форумов, он вдруг начинает понимать, что существует не просто фотоаппарат — плёночный или цифровой, а есть мыльница, компакт, зеркальная фотокамера и ещё какая-то незеркалка. А зеркалка к тому же бывает 35-миллиметровая, полнокадровая и разных других размеров, форматов и производителей. Если вы будете читать далее внимательно, то сумеете осмысленно выбрать фотоаппарат, хотя не обещаю, что выбор будет лёгким!

Итак, решили, будем рассматривать только цифру. Но какую? Меня всегда убивают куча фотосайтов, где чайника сначала ошарашивают изобилием технических характеристик камер, затем запутывают его бесчисленными тестами типа Sony vs Canon, и под конец окончательно добивают выводами: «у одной камеры лучшая цветопередача, а у другой меньшие шумов и хроматических аберраций». Масла в огонь подливают рассуждения о том, что при выборе фотоаппарата надо в первую очередь гнаться не за количеством мегапикселей, а обращать внимание на качество оптики. Правильные, но абсолютно пустые слова! Интересно, да как же простой чайник может определить в магазине качество оптики в целом, и стекла в частности? И почему не важны мегапиксели, если от них напрямую зависит детализация снимка? Может спросить об этом у продавца, который зачастую знает ещё меньше вашего? И как, в конце концов, выбрать фотоаппарат?

Попробуем разобраться. Есть 2 вида чайников. Одни хотят делать красивые фотографии, другие — протокольные снимки, типа "сдесь был Вася", но и те и другие хотят выбрать фотоаппарат, который их устроит.

Есть 2 вида фотокамер: компакты (особо дешёвые и ограниченные из них называют мыльницами) и зеркальные фотоаппараты.

мыльница — это полностью автоматический фотоаппарат, в котором нет ручного управления выдержкой и диафрагмой, в нём имеется встроенная вспышка и несъемный объектив (чаще всего зум);
компакт — продвинутая мыльница: имеет ручные настройки, чуть бóльшую, нежели у мыльницы матрицу (фотосенсор), а также больший вес, габариты и цену; объектив у них тоже несъёмный, но с более приличной светосилой;
незеркалка — большой компакт с возможностью смены оптики, иногда с большой (как у зеркалки) матрицей;
зеркальные фотокамеры — получили своё название за наводку видоискателем при помощи зеркала, имеют все ручные настройки (основные вынесены на корпус, а не спрятаны в меню), иную систему фокусировки, возможность смены оптики, большýю матрицу и многие другие возможности. Имеют большой вес, габариты и цену :(


Главное отличие цифрового фотоаппарата от плёночного — это матрица (светочувствительный сенсор), который выполняет роль плёнки. Именно там и рождается изображение.

В цифрокомпакте выбор границ кадра и автоматическая фокусировка осуществляется прямо по матрице с выводом изображения на экранчик дисплея в реальном режиме времени (такое "чудо" называется Live View - живое изображение), или через видоискатель. В мыльницах и большинстве компактов видоискатель вообще отсутствует, имеется лишь в топовых моделях компактных фотоаппаратов. Чаще границу кадра выбираем на экранчике.

Незеркальная фотокамера (к которой относится и компакт с мыльницей) имеет (повторяю: в топовых моделях!) простой оптический видоискатель расположенный выше объектива, поэтому при съёмке на очень близких дистанциях происходит несовпадение изображения, которое "видит" объектив фотокамеры, и того, что видит фотограф через окуляр видоискателя. Не отсюда ли пословица "видит око, да зуб неймёт"? :)

картинка, наблюдаемая видоискателем незеркальной фотокамеры, не совпадает с изображением в объективе

Фотокамера видоискатель незеркальной фотокамеры

Такое несовпадение ещё называют параллаксом. И чем ближе фотографируемый предмет, тем больше параллакс даёт о себе знать. Поэтому в цифрокомпактах точнее визировать по экранчику: у него 100% охват изображения! Кроме того, отсутствие видоискателя в мыльницах (и большинстве компактов) делает конструкцию проще, легче и в итоге дешевле. Именно за счёт этого фотоаппарат становится компактным (и за счёт меньшей матрицы тоже).

Итак, причину медлительности мы выявили, осталось пояснить следствие. Ввиду задержки фокусировки и "прорисовки" изображения на экране, мы можем "щёлкнуть" не совсем то, что задумали, поскольку снимаемая птичка может быстро улететь, а вертлявый ребёнок успеет показать объективу затылок (и даже не один раз). В итоге жуткие тормоза и дешёвых мыльниц, и более дорогих компактных фотоаппаратов делают репортажную съёмку малореальной. Даже топовые компакты с оптическим видоискателем не решают проблемы, ибо фокусировка у них всё равно идёт по матрице.

Но вернёмся к видоискателю. Итак, в компактных фотокамерах видоискатель может вообще отсутствовать. И, наоборот, не в каждой зеркалке есть активный экранчик с просмотром кадра ДО съёмки — на нём можно только смотреть фотографии. Очень многие в итоге были неприятно поражены, переходя на зеркалку: а почему нельзя наводиться по экранчику?? (Сейчас ситуация изменилась: многие зеркальные фотоаппараты оснащаются таким дисплеем.)

А как обстоит дело с видоискателем в зеркалках? Есть ли там параллакс?

Зеркальная фотокамера имеет более хитрое устройство выбора границ будущего снимка. Наводка происходит прямо через объектив! Как это возможно, если сзади объектива расположена фотоплёнка (или матрица)? Правильно, никакого видоискателя в этом месте нет (и быть не может!), сам окуляр расположен на задней стенке фотоаппарата но выше (как и в компактной фотокамере). Фокус заключается в поворотном зеркале, расположенном под углом на участке между объективом и матрицей!

Зачем нужна призма? Дело в том, что зеркало по своей природе даёт перевёрнутое отражение, т.е. зеркальное. Человек будет изображён вверх ногами! А призма переворачивает его в «исходное» положение и направляет в окуляр видоискателя. После нажатия на "курок" зеркало откидывается, и свет падает уже на матрицу (или плёнку), "высвечивая" там изображение. После чего зеркало немедленно возвращается в исходное состояние – можно делать новый снимок! В этом принципе работы плёночная фотокамера и цифровая зеркалка мало чем отличаются.

От мыльницы зеркальный фотоаппарат отличается не только большими габаритами. Сравни обе схемы: в мыльнице нет зеркала, пентапризмы и в большинстве моделей отсутствует видоискатель. Поэтому зеркалка огромная, тяжёлая и дорогая!. Есть, разумеется, и плюсы:)

Зеркальная наводка и отсутствие параллакса видоискателя достоинство далеко не единственное, главный плюс в бОльшей матрице: это уменьшает количество паразитных шумов на снимке и, кроме того, позволяют наглядно оценить и контролировать глубину резкости. Наличие фазовых датчиков фокусировки делает работу автофокуса зеркалки куда более быстрой. Сама фокусировка может производиться вручную, вращением кольца на объективе. Одновременно фотограф оценивает через окуляр глубину резкости, не отвлекаясь от главного — от сюжета. В компакте ручная фокусировка достигается лишь через меню: долго, сложно, не наглядно, не удобно. В большинстве мыльниц такой возможности вообще нет, только автофокус.

!!!    Зеркальный фотоаппарат имеет ещё один плюс: в компакте объектив встроен раз и навсегда, а в зеркалке объективы можно менять, используя каждый для своих задач.


Слегка подытожим. Много отличий имеет зеркальный фотоаппарат от компакта: быстрая фазовая система автофокуса, отсутствие параллакса видоискателя, бОльшая матрица, и, разумеется, бОльшая цена... Короче, различия есть и они существенны, но главное, на мой взгляд, совсем не это, а что и как вы будете снимать, и зачем.

Однако, если вас одолевают сомнения, немедленно брать мыльницу не надо. Не торопитесь, подумайте! 

!!!    Сразу прошу обратить внимание на тот факт, что отсутствуют такие важнейшие показатели цифровой камеры как размер матрицы, светосила объектива и фокусное расстояние. Даже не указано, имеет ли фотокамера ручные настройки!

Костяк статьи о выборе фотоаппарата был написан в 2007 г, но, перечитывая её заново, кое что добавил, и решил вкратце указать шапку из прайса (ноябрь 2011) того же магазина. С указанием характеристик самой дешёвой (на 2011 г.) фотокамеры (2300 руб.):

Эффективное разрешение матрицы 10 мегапикселей
Максимальное разрешение точек 3648х2736
Оптическое увеличение 5-х
Цифровое увеличение 4-х
Чувствительность (ISO) 80-1600
Диафрагма 2.7-6.8
Карта памяти SD, SDHC, SDXC
Габариты/вес 96x60x29 мм /170 гр.
Дополнительная информация (полный автомат начального уровня).



Цифровая фотокамера: зум и фокусное расстояние

Фокусное расстояние — это (грубо) расстояние от середины объектива до точки фокусировки. Обозначается, например, так: 5.8-24 Это значит, что фокусное расстояние может изменяться от 5.8 мм на коротком конце (широкоугольное положение объектива), до 24 мм на длинном (телефото). В магазине иногда (не всегда, не везде) указывают так называемое "эквивалентное фокусное расстояние", оно же "ЭФР", оно же "35 мм эквивалент", просто "35 мм", 

Итак, фокусное расстояние.

Это очень важный показатель объектива фотокамеры, но в магазине вместо него любят указывать пресловутый "зум" — например, для нашего случая, зум х 4 (четырёхкратный зум). Что это такое и откуда взялась цифра 4? Зум — это объектив с переменным фокусным расстоянием. Его ещё называют страшными словами "трансфокатор", "вариообъектив" — и всё это с целью запутать новичка, не иначе:) Но бояться не надо, это всё одно и тоже: объектив имеет переменное фокусное расстояние! Или, коротко — зум.

Вернёмся к нашему объективу, имеющему фокусное расстояние 5.8-24. В этом случае длинный конец фокусного расстояния (24 мм), будет в 4 раза больше короткого конца (5.8 мм). Поделив первое на второе получаем 4х-кратный зум (24/5.8 = 4.14, т.е. примерно 4). На вопрос, что это означает, продавец всегда ответит — камера даёт 4-х кратное увеличение, и чем больше зум, тем лучше. Так ли это? Попробуем разобраться. 

Что даёт нам зум? Приближение объекта съёмки. Проще говоря, мы ленимся, увеличиваем объект, вместо того, чтобы идти к нему ногами:) Объектив при этом выдвигается вперёд, фокусное расстояние увеличивается. Когда оно будет максимально, мы будем иметь термин "телефото", "длинный фокус", "на длинном конце" и другие, не оскорбительные выражения:)

Зум очень удобен, но в минусе (ну не бывает плюса без минуса!) на длинном конце зума светосила почти всегда падает. Например, на нашем объективе указано 5.8-24/2.8-4.8. Две последних цифры означают светосилу объектива, на коротком конце она будет 2.8, на длинном, соответственно, меньше — 4.8. Т.е. при увеличении фокусного расстояния светосила будет падать! Поэтому один небольшой совет: не гонитесь за большим зумом! Есть цифрокомпакты (читаем — маленькая матрица!), с 20-кратным (и даже более) зумом. И вот тут, при съёмке на длинном конце зума, диафрагма объектива резко закрывается, света в итоге поступает меньше. Это значит, что короткие выдержки станут недоступны, а снимать на длинных (не используя штатив) приведёт к шевелёнке и смазу; либо автоматика (или вы), в ответ повышает светочувствительность матрицы, т.е. увеличивает сигнал на ней, и маленькая матрица фотокамеры шумит, а что в итоге? Отвратительные снимки. Выбирайте зум 3-4 кратный, не более, иначе, если качество снимков на длинном зуме вас не устроит, это будут выброшенные на ветер деньги!

Кстати, зум и увеличение — это не совсем одно и тоже! Всё, что относится к увеличению — это фокусное расстояние свыше 50 мм, именно оно является оптимальным для угла зрения человеческого глаза. Возьмём пример. Объектив имеет фокусное расстояние 35-105 мм (в 35 мм формате). Зум = 3 (105/35), но реальное увеличение будет 105/50=2.1, т.е. в 2.1 раза больше, а не в 3 раза, как будет уверять вас продавец. Вообще, в идеале будет не зум, а фикс — фотокамера (или объектив к фотокамере) с фиксированным (постоянным) фокусным расстоянием, но как иногда хочется приблизить к себе объект съёмки!

Короче, это абсолютно разные объективы для совершенно разных задач. Слово зум придумано дьявольски изобретательными маркетологами, чтобы долго не разъяснять покупателю понятия и быстро склонить его к покупке. Например, сказать — большой зум это хорошо — он больше увеличивает! 10-х кратный зум больше 3-х кратного! Довольный покупатель берёт камеру. Дело сделано:) 

Поэтому, при покупке обращайте внимание не на зум, а на фокусное расстояние, иначе купите камеру, которая совершенно не подойдёт вашим творческим наклонностям.

Это касается оптического зума, про цифровой зум подробно рассказывать я не буду, это бесполезная трата времени — испортить таким зумом фотографии вы ещё успеете на компьютере, причём совершенно бесплатно:), и сами всё поймёте, увеличив снимок раз в 6 или более. На фотокамере цифровой зум следует отключить сразу, и использовать его только для просмотра, но никак не для съемки. Однако, как вы заметили в приведённом выше прайс-листе, цифровой зум указывается через дробь после оптического. Цифровой зум — важнейший маркетинговый показатель, используется чуть ли не в обязательном порядке в прайс-листах многих магазинов и сайтах производителей. Зачастую кроме надписи 3/4 указывают цифру 12 — но это всего лишь произведение оптического зума 3 на цифровой 4 — чего только не придумают, чтобы ввести покупателя в заблуждение большой дутой цифирью!


Вернёмся к фокусному расстоянию. Все объективы к фотокамерам делятся, в зависимости от фокусного расстояния, на широкоугольные, стандартные, телеобъективы и универсальные. Универсальный может быть и широкоугольником и телевиком одновременно. Всё это довольно условно, пейзаж можно снять и телевиком, но чаще для пейзажа используется всё же широкоугольник (или широкоугольное положение объектива компакта), поэтому общее представление надо иметь. Даже покупая мыльницу нелишне поинтересоваться, а что за объектив?, какая светосила? а есть ли широкий угол? а на сколько он широк?:)


Потом не забудьте вернуться обратно — мы ещё так и не узнали, как выбрать фотоаппарат. Но прежде следует ознакомиться с другими понятиями, иначе принять решение будет ещё сложней. Фотокамера от вас никуда не убежит! Инструмент этот достаточно сложен, имеет много характеристик, потому и статья длинная.


Цифровая фотокамера: стабилизатор изображения

В цифровых фотокамерах всё чаще используется стабилизатор изображения, который стремится сделать неподвижной картинку на матрице при дрожании камеры в руках фотографа. Особенно такая вещь полезна на длинных выдержках, и/или при съёмке на длинном фокусе. 
В фототехнике используются 2 вида стабилизации: оптический (в объективе), или матричный (в самой камере). Отслеживая перемещение камеры в пространстве стабилизатор сдвигает оптический элемент объектива (в первом случае), во втором, наоборот, происходит сдвиг самой матрицы. Класс! - рукитрясуцца трясутся с перепою, а шевелёнки нет, ибо картинка относительно матрицы неподвижна:) 
Сдвиг матрицы имеет свои достоинства (и, разумеется, недостатки). Недостатки проявляются в основном на длинном фокусе — амплитуда колебаний изображения относительно матрицы тут слишком высока и потому матрица попросту не успевает вовремя перемещаться за картинкой... С другой стороны, такой способ не требует наличия дополнительного оптического элемента в объективе, который несколько снижает светосилу последнего. Это имеет место в случае применения системы с оптической стабилизацией (Кэнон, Никон). Конечно, стабилизатор иметь не лишне, но полностью проблем он не решит. Всегда фотограф будет бороться с шевелёнкой и темнотой: такова его участь... 
Есть ещё цифровая стабилизация (в основном в видеотехнике), там процессор двигает само изображение, но и это тоже имеет свои недостатки — часть пикселей процессор вынужден резервировать под сдвиг картинки и они не участвуют в формировании изображения. 
Короче, как ни крути, а нет счастья в жизни! Понятно, что стабилизатор делает камеру дороже, а вот насколько он полезен? Если позволит укоротить выдержку на 3-4 позиции, то это уже неплохо. 
В магазине попробуйте сделать несколько снимков со стабилизатором, и ещё столько же без него. Все снимки — на длинных выдержках, с рук (без штатива или упора), провоцируя шевелёнку. Сравните снимки (желательно на большом экране) и посмотрите — даёт вам счастья стабилизация (и насколько именно).

Цифровая фотокамера: объектив и светосила

- Как странно, а почему так мало сказано про светосилу объектива? - воскликнет искушённый любитель и будет прав. Светосила - это значение максимально открытой диафрагмы на коротком конце фокусного расстояния. Не слишком ли сильно и заумно сказано? Хорошо, скажем проще:

!!!    это просто дырка в объективе, через которую проходит свет - чем больше - тем лучше! :)

Лепестки диафрагмы могут сужать эту дырку, могут открывать, и чем больше дыра (пардон, светосила объектива!), тем больше может открыться диафрагма — тем больше возможностей управления светом, особенно при съёмке на коротких выдержках, или длинном зуме. Одно только маленькое "но". Повышение светосилы объектива резко ведёт не только к удорожанию фотокамеры, но и к увеличению её габаритов, а в этом случае цифрокомпакт и мыльница перестают быть компактными, что не соответствует их определению. Поэтому на камерах подобного типа светосила объектива примерно одинакова — хорошо, если 2.8 на коротком конце зума и не очень падает на максимальном (типичное значение — 4.8). Очень плохо, если разница в светосиле между этими значениями зума велика — вот тут большой зум становиться особенно бесполезной, и (что самое обидное!), далеко не бесплатной штукой. Если хотите потратить деньги — лучше обратите внимание на компакты с бОльшей матрицей, или уже сразу присмотритесь к зеркалке. Но сколько бы вы не собрались потратить денег — запомните: не бывает фотокамеры с большой матрицей, большим зумом, большой светосилой на всех концах зума, и одновременно компактной и недорогой! Так даже в рекламе не обещают...

Кстати, у некоторых цифрокомпактов достаточно светосильные объективы, светосильней даже китовых объективов зеркалок (кит — стандартный объектив, поставляемый в комплекте с камерой). У него типичное значение 3.5-5.6 — и это хуже, чем 2.8-4.8 многих цифрокомпактов. Однако зеркальный фотоаппарат даже с китом будет снимать в плохоосвещённых местах лучше, чем компакт — за счёт лучшего ISO на большей матрице. Я уже не говорю про сменную оптику, например, дорогие светосильные объективы типа f/1.4.

Подробнее про объективы для зеркальных фотоаппаратов читаем здесь:
объективы

Что касается качества оптики и всего остального, то тут вам придётся полностью довериться производителю. Понятно, что даже специалист не определит качества линз, качества сборки объектива, электроники и механики без дотошного тестирования в лабораторных условиях. Потому рекомендация как выбрать фотокамеру и объектив, к сожалению, может быть только одна — следует выбирать известного производителя. К сожалению — потому что за это придётся заплатить: процентов 20 за качество, и 80 — за имя бренда и степень его раскрученности:)

Цифровая фотокамера: список известных производителей

КомпанияГод основ.СтранаОптика
Canon1937Япониясвоя
Nikon1917Япониясвоя
Olympus1919Япониясвоя
Pentax1919Япониясвоя
Sony1946Япониясвоя/Zeiss

Как ни странно, все японцы. Обидно, что в России не хотят делать фотоаппараты (как, впрочем, и всё остальное: от компьютеров, до носков и унитазов)... Известное в СССР питерское предприятие ЛОМО, выпускавшее неплохие фотокамеры и первоклассную оптику, теперь берёт только оборонные заказы — оптику для оружейных прицелов, да микроскопы — всё что угодно, но только не товары народного потребления. Другие российские предприятия постигла та же печальная участь. Канули в лету фотоаппараты ЗенитФЭД, Киев, Зоркий и легендарные для массового покупателя Смена 8мЛомо и множество других. На сайте ЛОМО с гордостью писали о том, что нашли мужество отказаться от выпуска малоперспективной продукции... В свете того, что фирма Nikon выпускает подобную продукцию много лет, имеет собственные стекольные заводы, уникальные разработки в области просветления стекла, выпуска объективов и фотокамер, "мужественное" решение ЛОМО выглядит полным провалом в борьбе за эту часть рынка.


Что касается вышеуказанного списка производителей, то он не полон, указаны лишь самые известные в специализации по изготовлению фотоаппаратов фирмы — причём я выбрал в основном те, кто выпускает собственных разработок оптику и/или матрицу, но это не значит, что все остальные фотокамеры обязательно хуже. Однако, большой ошибкой было бы считать, что Samsung, или Panasonic, которые тоже стали выпускать много фотокамер, являются в этой области такими же именитыми брендами, как Canon или Nikon.


Как выбрать фотоаппарат

Как выбрать фотоаппарат — ключевой пункт нашего чтения! Сначала расскажем как выбрать маленькую фотокамеру — компакт (или мыльницу), далее рассмотрим достоинства и недостатки незеркалок, и в конце рассмотрим зеркальный фотоаппарат (зеркалка).

компактная фотокамера (компакт, мыльница):

Их характеризует маленькая матрица, слабый аккумулятор и, соответственно, небольшой вес и габариты. Кто не хочет сильно задумываться и вникать в тонкости, то вес менее 200 — 150 грамм отличает мыльницу от компакта почти однозначно:) Для сомневающихся в этом постулате выбирать компактный фотоаппарат следует по трём основным показателям, таким как:

матрица (фотоплёнка), светосила объектива и фокусное расстояние (зум).

Собственно, так следует выбирать любой фотоаппарат с объективом. Это три кита, на которых стояло, стоит, и будет стоять цифровое фотодело:) Да и плёночное пока тоже... Однако, при выборе компакта есть и четвёртый кит — это стабилизатор изображения, вес, размеры и цена фотоаппарата, последняя является даже не китом, а акулой-людоедом. Всё это следует учитывать, анализировать, взвешивать, сопоставлять конкретные модели, делать выводы — и делать это придётся вам, а не мне! Итак, начнём.

Матрица компакта. Фотокамера с размером матрицы (в дюймах) — от 1/1.6 до 1/1.8” стоит дороже, но качество несколько выше, чем с матрицей 1/2,3 - 1/2,7”. Именно по этим размерам да наличию/отсутствию ручных настроек выдержки и диафрагмы компактные фотоаппараты делятся на мыльницы и собственно компакты. Последние в большинстве случаев и отличаются от мыльниц ручными настройками. Что касается преимущества в размере матриц, то расписывать в десятый раз вилами по воде не буду, поскольку у меня на сайте целый раздел посвящён матрице. Напомню лишь о том, что чем больше фотосенсор, тем крупнее габариты фотоаппарата и наоборот. Поскольку главное достоинство компактов и мыльниц представлено небольшим весом и габаритами, то уже на этой стадии выбор фотоаппарата представляет собой немалые муки творчества:)

Напомню основные недостатки маленьких матриц: большие шумы, большая глубина резкости (тяжелее добиться эффекта размытия заднего плана) – всё большое, но вес маленький. И ещё один большой минус компактных фотоаппаратов — это высокая инертность съёмки (тормоза). Тугодумность не мешает снимать пейзажи и многое другое, но делает малореальной съёмку динамически быстро меняющихся событий.

Экранчик. В большинстве компактов отсутствует видоискатель и наводка идёт прямо по экранчику. Этот метод (кроме тормозов автофокуса, нагрева матрицы и расхода аккумулятора), имеет ещё один недостаток: экранчик «слепнет» на ярком солнце, плохая видимость мешает не только рассмотреть детали, но даже выбрать границы будущей фотографии. Достоинства следующие: 100% охват кадра без параллакса, а отсутствие видоискателя — меньший вес и габариты фотокамеры :) Вышесказанное относится как к компактам, так и незеркалкам.

Светосила объектива — чем выше светосила, тем лучше, т.к. фотокамера может тогда снимать при более слабом освещении. Дешёвые фотокамеры имеют типичные значения 3.2 на коротком конце и 5.6 на длинном конце фокусного расстояния. Более светосильные имеют диапазон от 2.8 до 4.8. Совсем немногие могут похвастаться значением 2.0. И лишь единицы имеют светосилу в районе f/1.8 (и даже 1.4 — Samsung EX2F). И, разумеется, не в положении телефото. Влияет ли светосила на габариты фотоаппарата? Ещё как — вкупе с большим зумом объектив будет толще и тяжелее, особенно в чужих руках! :)

Фокусное расстояние (а в просторечье зум). Зум бывает оптический:) Во всяком случае, мне не доводилось встречать любителя (даже полного новичка), который просит продавца подобрать ему фотокамеру с большим и непременно цифровым зумом. Это нонсенс! Поэтому, зум оптический:) Неправда, я не издеваюсь над новичками, ибо кто смеётся над новичком, тот жутко грешен, и должен навсегда отдать фотокамеру продавцу, комп — на помойку, жену — дяде (а мужа — тёте...), квартиру — риэлтеру, деньги — врагам, а самому надеть дырявое рубище, опоясаться цепями, веригами и прочими культовыми аксессуарами — дабы расстаться с гламурной жизнью идиота и, истязая плоть до конца дней своих, уйти в монастырь, где с усердием замаливать свои фотографические (и не очень) грехи, а они, уж поверьте, есть у каждого:) С другой стороны — а что делать новичку, который ничего не зная спорит до хрипоты в горле с профессионалами? Пока ничего, просто читаем далее:)

Итак, даже оптический зум может достигать у компактов 30-кратной величины и даже более! Чем больше фокусное расстояние, тем больше возможности приблизить объект съёмки. Но тем дороже и тяжелее фотокамера, кроме того, светосила объектива обычно падает на длинном конце — а значит, при слабом освещении короткие выдержки будут недоступны (при этом неожиданно всплывает диковинная мысль о покупке к мыльнице штатива). Но самое главное, при больших разбросах фокусного расстояния растут искажения всех видов, в итоге падает качество снимка. Поэтому хорош 3-4х кратный оптический зум: этого вполне достаточно для большинства видов любительской фотосъёмки (и оптимального соотношения цена-качество).


Но я опять рекомендую обращать внимание не на зум, а на фокусное расстояние. И ориентироваться не только на максимальное фокусное, но и на широкий угол, на который даже внимания не обращают, а напрасно: он важен в пейзаже, в квартире, в любом ограниченном (и неограниченном!) пространстве. Для зеркалок есть большой выбор специализированных широкоугольных объективов, которые ничего не могут, кроме как захватывать в кадр больше пространства — и это ценится. А как обстоит дело с компактами, в которых один (встроенный раз и навсегда) объектив? Обычно компакты имеют на коротком конце фокусное расстояние 35 мм, но есть и более широкие углы: 24-28 мм. Самое широкоугольное фокусное расстояние (на момент июля 2011) из компактов имеет фотокамера Samsung WB210 и Casio TRYX — 21 мм в ЭФР!

!!!    При этом надо учитывать следующее: чем больше размер матрицы, выше светосила и больше зум — тем тяжелее и менее компактна фотокамера, а цена её становится значительно выше.


Незеркальные фотоаппараты:

Нечто близкое к  золотой середине — малогабаритные зеркалки Olympus с матрицей 18х13 мм, но поскольку мы до зеркальных камер ещё не добрались, то рассмотрим незеркальные фотоаппараты — компакты с большой матрицей (вплоть до размеров APS-C ≈ 23 x 15 мм) и сменной оптикой. Но они меньше зеркалок именно за счёт отсутствия механизма зеркала и потому ненужной призмы видоискателя. Решение найдено, технологии решают все проблемы! Маленькие по габаритам, но мощные по начинке фотоаппараты — разве это не то, к чему стремятся фотографы, согбенные тяжестью висящих на шее громоздких зеркалок?

На этом... достоинства новых камер кончаются. Недостатки: параллакс видоискателя, если видоискатель вообще есть (чаще нет!), не подойдёт огромный выбор оптики от обычных зеркалок (только через дорогостоящий адаптер — как хитро всё придумано!), а своих совместимых линз кот наплакал — обычно это 3-4 слабосветосильных объектива; кроме того, эти фотокамеры (равно как и зеркалки Олимпус) больше компактов по массогабаритам — и уж всяко не влезут в карман рубашки. А в некоторых моделях и матрица несколько меньше чем у зеркальных фотоаппаратов. Если не устроит — всегда есть возможность перейти в следующий "зеркальный" класс, заново купив не только камеру, но и оптику к ней:) Всё логично задумано, потребитель должен потреблять не задумываясь о причинах, и не останавливаясь на достигнутом! Мы же ведь строим общество идиотов потребления, не правда ли? :)

Единственное приятное исключение сделал Pentax, выпустив беззеркалку Pentax K-01, для которой подходят все "зеркальные" объективы от этого производителя (и вообще все с байонетом "К"). Малошумная матрица этой камеры такая же, как и на зеркальном фотоаппарате PENTAX K5 (23.7 х 15.7 мм). Думаю, скоро все производители начнут подтягиваться, но пока это единственная в мире незеркалка, имеющая возможность использовать ВСЮ линейку собственной оптики. Смешно, но это сейчас уже достижение! Есть и недостатки. Видоискатель отсутствует (хорошо что вспышка имеется), а весит фотоаппарат 560г с аккумулятором без оптики. А что вы хотели, имея большую матрицу?

Чтобы довершить картину "незеркалья" нужно отметить низкую скорость фокусировки, которая происходит в камерах (как и у мыльницы) по матрице, а не специальным фазовым датчикам (как у зеркалки). Оптический видоискатель тоже имеет параллакс — как и в компакте (чуть не написал "вконтакте"), имеются ведь и компакты с видоискателем. Но видоискатель, как правило, вообще отсутствует, а кадрировать (выбирать границы кадра) можно лишь по жидкокристаллическому экранчику, в котором параллакса нет (и это плюс), зато есть тормоза фокусировки, нагрев матрицы от беспрерывной наводки, увеличение шумов, безобразная видимость при ярком солнце и прочие «прелести» компакта. Что, конечно, большой минус.

В так называемых псевдозеркальных фотоаппаратах имеется электронный видоискатель. Но, опять-таки, на основе постоянно греющейся матрицы — как при ж/к экране. Параллакс в нём тоже отсутствует, но и недостатки те же. Электронный видоискатель имеет большую инерционность, потому им сложно снимать «навскидку» при репортаже. Правда, есть весьма дорогие разработки, где в видоискателе можно переключать картинку в окуляре: то с окошка видоискателя, то с матрицы (то параллакс, то непараллакс!), но постоянные переключения ведут к расходу аккумулятора, а дополнительные оптические элементы — к увеличению цены продукта под простым названием: фотокамера. Крутишь-вертишь, выискиваешь как лучше, а ничего хорошего не бывает просто так из ничего, таков закон жизни!

Да, господа, выбор фотоаппарата это самый настоящий драконий покер!

И получается, что незеркалка (внезеркалка, псевдозеркалка и т.д.) — это просто большой компакт с большим сенсором:) Все заявления производителя о малом весе и габаритах на поверку оказываются небольшой и очаровательной... правдой, т.к. указывается правдивый вес, но без аккумуляторов, а правдивый вес и не менее правдивые габариты — без объектива... А объектив там, зачастую, не меньше самой фотокамеры! Ходить по улице с висящем на шее не очень большим фотоаппаратом без линз и батарей, конечно, приятно, но хотелось бы иногда и поснимать, а не только удивлять публику! Кроме того, аккумулятор в таких камерах слабый, нет не только видоискателя, но и встроенной вспышки (не страшно, вспышка отдельно устанавливается на башмак), зато без них мы легче зеркалок!).

Лишать фотоаппарат полезных и нужных элементов ради облегчения веса является маркетинговым показателям! Ибо отсутствие чего-либо в рекламе — никогда не указывается. Действительно, зачем рекламировать то, чего нет! Зато многих вводит в заблуждение и провоцирует на покупку. Вот и получается — не компакт и не зеркалка (хотя цена почему-то очень даже зеркальная!). Что в итоге? А в итоге, золотая фотосередина похожа на медную:)

И получаем мы вот что: кто хочет маленькую и лёгкую камеру — берёт мыльницу, кому нужно снимать репортаж без тормозов автофокуса — берёт зеркалку, а если не нужно первого и второго — незеркальный фотоаппарат:) Справедливости ради отмечу, что он лучше компакта ввиду большей матрицы и 3-4 -х сменных объективов вместо одного встроенного (сомнительное превосходство, некоторые компакты имеют более светосильную оптику!). Разумеется, в этих псевдозеркалках есть Live view, съёмка видео и другие вполне съедобные пряности. Но цена убивает всё разумное, доброе и вечное, придуманное людьми (я не только про фотокамеру: каждый дополнительный объектив может стоить дороже 2-х мыльниц). Кто выпускает незеркальные фотоаппараты? Они имеются у того же Олимпуса (байонет Micro 4:3), у Sony (модели Nex), Samsung (NX), Pentax и других производителей. Не забываем и о стабилизаторе изображения, если его нет в камере, то следует интересоваться наличием такового в объективе.

Поскольку незеркалки сейчас позиционируют конкурентом зеркальной камере, то читаем далее простое правило выбора!

Что учитывать? Размер матрицы — не меньший в сравнении с самой дешёвой зеркалкой. Далее смотрим наличие видоискателя и встроенной вспышки. Если всё перечисленное имеется, сравниваем вес и габариты с соответствующими показателями зеркальной фотокамеры. Если нет вспышки, или видоискателя (пусть даже параллаксного), или размер матрицы меньше, то ничего вы сравнить не можете! А вот если всё отлично, а габариты меньше — тогда (и только тогда) сравниваем цену! Жестоко по отношению к производителю? Зато ничего личного! :)

Если цена незеркалки выше цены зеркального фотоаппарата, то покупать первый не вижу смысла — лучше сразу взять последний! Тогда вам будет доступна вся оптика (вплоть до профессиональной), куда более быстрая фокусировка и отсутствие параллакса.

Иными словами

Покупать незеркалку есть смысл когда матрица одинакова с матрицей зеркалки, цена ниже, а массогабариты реально меньше.


Категория: ПОЛЕЗНОСТИ | Добавил: mutniy1 (13-Июн-2013) | Автор: Как выбрать фотокамеру
Просмотров: 8933 | Теги: компакт, как выбрать фотоаппарат, цифровик, фотокамера, Выбрать фотоаппарат, незеркалка, Цифровая фотокамера, матрица, зеркалка, мыльница | Рейтинг: 4.0/3